Тренинг памяти и внимания
На основе существующего комплекса тестов «ПсихоЭргоТест» разрабатываются и проводятся оригинальные тренинги по развитию внимания и памяти. Тренировки проходят путем многократного выполнения тестовых компьютерных заданий разной сложности. При этом возможно изменение скорости подачи информации, цветового и размерного представления, создание стрессовых ситуаций и помех (шумовая и информационная «сбивка»).
Тренинг внимания
Важнейшей познавательной характеристикой, определяющей эффективность работы с информацией, является внимание.
Основные параметры:
- Объем – количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий период времени
- Переключаемость – скорость перемещения сосредоточенности внимания с одного объекта или вида деятельности на другие
- Устойчивость – способность длительно сохранять сосредоточенность на объекте внимания
- Распределение – способность одновременно удерживать сосредоточенность на нескольких независимых объектах
Базовой методикой исследования и развития внимания являются цифровые таблицы Шульте-Горбова. Суть работы с таблицами заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, расположенных в таблице в случайном порядке. Прогнозируемые эффекты: повышение скорости восприятия информации, расширение угла периферийного зрения и скорости зрительных поисковых движений, достижение высокой продуктивности внимания. Возможна работа с более сложными таблицами, где есть разноцветные матрицы, вместо чисел – русские или латинские буквы, предметы. Работа с такими таблицами особенно актуальна для тренировки быстрого чтения за компьютером (планшетом, смартфоном), а также просмотра информации на веб-сайтах, где есть не только текстовый формат, но и различные цветные иллюстрации, баннеры, реклама. Скорочтение в этом случае должно сопровождаться умением человека быстро ориентироваться в информации, строить приоритеты в содержании и не отвлекаться на ненужные элементы.
Тренинг памяти
Большое влияние на успешность жизнедеятельности человека оказывают оперативная память – насколько долго информация может храниться и активно использоваться в процессе решения задачи.
Тренинг оперативной зрительной памяти основан на узнавании только что предъявлявшихся стимулов среди большого количества похожих. Основной результат – число удержанных в памяти единиц информации – свидетельствует о способности к эффективной работе с большими объемами числовой или образной информации.
Для развития навыка «механического» запоминания (т.е. запоминании стимулов, не несущих смысловой нагрузки) используются числа. В базовом варианте тренинга при каждом предъявлении генерируется 9 или 12 случайных двузначных чисел, располагаемых в 3 ряда по 4 числа. После каждого цикла предъявления стимулов на экран дисплея выводится 24 или 36 чисел; испытуемый должен узнать и отметить запомненные числа.
Для развития образной памяти и связанных с ней ассоциативного мышления и воображения используются различные абстрактные фигуры (геометрические, изображения лиц и т.п.). Стандартный вариант предусматривает 5 серий из 4 последовательно предъявляемых стимулов, выбранных случайным образом из указанного в настройках набора. После каждой серии предъявляется 20 фигур; испытуемый должен узнать и отметить запомненные фигуры.